Консультация для родителей,, Кризис 3-х лет-возраст строптивости».

Кризисы развития — это относительно короткие(от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве(1год,3года,7 лет, 13 лет), но и во взрослом возрасте, т. к. личность человека развивается непрерывно. Привыкание в детском саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребёнка. К 3 годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребенке, он становиться упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребёнка психический процесс :это первое выражение своего,, я», это его попытка самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую,, пуповину», научиться делать много самому и как то решать свои проблемы. На подходе к кризису присутствуют четкие признаки: а) острый интерес к своему изображению в зеркале, б)ребёнок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам, а мальчики начинают проявлять озабоченность своей успешностью например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу. Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребёнок не управляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддаётся коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребёнка. Симптомы называются семизвездием кризиса 3 лет. 1)Негативизм-реакция не на содержание предложения взрослого, а на то, что оно идёт от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки, собственному желанию. 2)Упрямство — ребёнок настраивает на чем — то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По сути, ребёнок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью. 3)Строптивость-она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет. 4)Своеволие-стремиться все делать сам. Эта тенденция к самостоятельности, подавить её значит порадить у ребёнка сомнение в собственных силах и возможностях. 5)Протест-бунт- ребенок находиться в состоянии войны с окружающим, в постоянном конфликте с ними. 6)Симптом обесценивания-проявляется в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. 7)Деспотизм-ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. По сути — это стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось. По отношению к младшим сёстрам и братьям деспотизм проявляет как ревность. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребёнка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И наоборот, внешняя безкризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельство о том, что в развитии ребёнка не произошло соответствующего возраста изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в это время у родителей. МОЖНО ЛИ, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребёнку выйти из него, не закрепив в душе негативные качества, ведь упрямство-это крайняя степень проявления воли, а воля — необходимое для ребёнка качество. Капризность-демонстрация собственной значимости для других, ощущение» своего,, я». Эгоизм — здоровом виде чувство собственного достоинства. Агрессивность-крайняя форма чувства самозащиты. Замкнутость-не адекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребёнок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств. Главная задача родителей и педагогов — не допустить закрепления их крайних проявлений. ЧТО Необходимо Знать родителям о детском упрямство и капризности? А) Период упрямство и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямство в более старшем возрасте — тоже вещь вполне нормальная. Б) Пик упрямство приходится на 2,5-3 года жизни. В) Мальчики упрямяться сильнее, чем девочки. Г) Девочки капризничают чаще, чем мальчики. Д) В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до19 раз. Е) Если дети по достижении 4 лет все ещё продолжают часто упрямяться и капризничают, то вероятнее всего речь идёт,, фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своих родителей. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка. Нередко ради своего спокойствия. Ж) Ещё не понятно, кто упрямее родители,весь день твердящие:,, ты должен»…, ,, ты обязан»..,,, тебе необходимо»…»,или ребёнок, упорно протестует против,, обязан» против,, должен», хотя бы в силу того, что,, должен» он просто ещё не может выполнить. Он не созрел пока до многих наших требований, он только маленький росток. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ? 1)Не придавать большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка. 2) Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. 3)Не пытайтесь в это время что-либо внушить своему ребёнку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее взбударажат. 4)Будьте в поведении с ребёнком настойчиво. Если вы сказали,, нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.5)Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно — взять его за руку и увести. 6)Истеричность и капризности требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних.,, Посмотрите какая плохая девочка, ай — яй-яй! «Ребёнку только этого и нужно. 7)Постарайтесь схитрить,, Ох какая у меня есть интересная игрушка(книжка, штучка..), ,, А что там за окном ворона летает?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится. Искусство ладить с ребёнком необходимо учиться, здесь вам поможет фантазия, юмор и бесконечное терпение. Не позволяйте гневу обладать вами. Гнев лишает человека разума. Преодолейте его один раз, и в следующем вам будет легче сдержать его,а потом и вовсе в душе поселиться только сочувствие и желание помочь своему малышу в трудный период его жизни.